Согласно научной литературе, содержанием гражданско-нравственного воспитания в белорусских школах должно быть формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.
(игрушки, собранные для детского дома в г.Шклове)
Однако в период переходного состояния общества, когда старые духовные устои разрушены, а новые ценности еще только формируются, проблемы гражданско-нравственного воспитания, основанного на принципах активного гуманизма, приобретают первостепенное значение. Моральное воспитание, как и другие виды воспитательной деятельности, тесно связано с практикой, реальными процессами жизни общества и индивида. Отрыв теории от результатов моральной деятельности людей формирует у юношей и девушек такие отрицательные качества, как лицемерие, демагогия, ханжество. Именно поэтому основным требованием гражданско-нравственного воспитания является единство слова и дела, обязательность и ответственность в выполнении дел, направленных на благо других людей. Только на основе соответствия реальных дел и поступков нормам и принципам морали можно воспитать нравственно устойчивую личность, способную противостоять разрушительному воздействию негативных процессов в обществе. При этом процесс воспитания должен быть связан с требованиями целесообразности, здравого смысла и социальной значимостью конкретных дел.
Таким конкретным социально-значимым делом для школьной молодёжи может стать милосердная деятельность.
В настоящее время в нашем обществе увеличивается количество пенсионеров, в том числе одиноких престарелых людей, сирот, инвалидов. Только в Могилёвской области насчитывается около 14 тысяч одиноких престарелых, 4 тысячи сирот, более 3 тысяч детей-инвалидов. Помимо государственной помощи, которая зачастую сводится только к выплате пособий, эти люди нуждаются более чем когда-либо, в духовной и бытовой поддержке со стороны граждан нашего общества. Реальной группой, которая может оказывать помощь нуждающимся, является учащаяся и студенческая молодежь, среди которой много юношей и девушек, имеющих возможность и желание заниматься милосердной деятельностью. Не случайно в последнее время в нашей стране получает широкое развитие волонтерское движение, которое имеет давние исторические традиции. Под волонтерами понимают людей, которые добровольно и безвозмездно отдают своё время и силы, любовь и доброту нуждающимся.
Международная практика и исследования показывают, что волонтерство /добровольчество/ - это:
-
индивидуальная и коллективная деятельность людей, мотивированная желанием совершить добрые поступки на благо общества;
-
деятельность, столь же выгодная тем, на кого она направлена, равно как и тем, кто ее оказывает, т.е. самим волонтерам;
-
вносит общий дух и особый психологический смысл в жизнь человека и общества;
-
феномен, исходящий из природы людей, их фундаментальной естественной потребности помогать людям, объединять свои усилия с другими в создании более справедливой и достойной жизни для всех членов человеческой семьи.
(перед встречей с Волонтёрами)
Исходя из этого волонтеры применяют на практике ряд принципов, в том числе ставят перед собой цель превратить добровольчество в элемент личностного совершенствования, приобретения новых знаний и навыков, развития способностей, стимулируя для этого инициативу и творчество людей, а также чувство их ответственности, поощряют семейную, коллективную и международную солидарность.
Чтобы работа волонтеров была плодотворной и эффективной, в нее необходимо внести организаторские начала, продумать содержание и формы обучения.
В ГУО "Средняя Школа №5 г.Могилёва" ядром добровольческого движения выступает Клуб Волонтёров "Милосердие".
Основными формами его деятельности являются:
-
собрания волонтеров;
-
лекции, беседы, тренинги, "круглые столы";
-
обмен опытом милосердной деятельности;
-
проведение и анализ благотворительных мероприятий и повседневной помощи нуждающимся;
(Дети из детского дома и Волонтёры)
Таким образом, вся деятельность, направленная на реализацию государственной молодежной политики в части формирования высоких нравственных качеств юношей и девушек, с одной стороны, способствует оказанию помощи наиболее незащищенным слоям населения, а, с другой стороны, содействует духовному развитию, саморазвитию, самореализации, социализации учащихся, всему тому, чем должен обладать гражданин страны
|